Еще новости >

Автор публикации: Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины
Опубликовано: 26/03/2023 16:53

Век живи – век учись: актуальные вопросы и тенденции постдипломного образования в РФ и СНГ

На площадке ТАСС в Санкт-Петербурге представители медицинских вузов России и стран СНГ рассказали журналистам о значении для специалистов возможности регулярного повышения профессионального уровня знаний.

Постдипломное образование становится сегодня необходимостью, ведь наука и технологи стремительно развиваются и нужно быть в курсе открытий и успешных практик коллег, чтобы применять их в работе. Особенно важно быть в курсе тенденций в сфере медицины, т.к. от уровня компетенции врача зависит жизнь и здоровье пациента.

22.03.2023г. на пресс-конференции представители медицинского образовательного сообщества обсудили актуальные вопросы постдипломного образовании. В ее работе принимали участие сотрудники российских медицинских учреждений и их зарубежные коллеги. 

Дмитрий Иванов, ректор Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета (СПБ ГМПУ Минздрава России), считает: «Мысль о том, что врач должен не заканчивать свое образование с получением диплома, должен получать свое образование всю свою жизнь – не нова. Другой вопрос, что с течением времени это приобретает какие-то новые, прогрессивные формы. Еще в Советском Союзе было понятно, что врачей надо учить после того, как они закончили вуз». 

Во времена СССР постдипломному образованию уделялось большое внимание. Каждый врач, вне зависимости от специализации, раз в пять лет должен был повышать квалификацию. Эта система очень хорошо себя оправдывала, люди получали дополнительное и качественное образование после университета. Знания и технологии в медицинской области постоянно растут, именно поэтому важно, чтобы концепция постдипломного образования, съездов, конгрессов, мастер-классов, существовала по сей день. 

Сейчас у студентов есть возможность обмениваться опытом с представителями других стран. Например, учащиеся России и Узбекистана, благодаря совместному сотрудничеству на уровне образования, имеют возможность три года обучаться в дружественном государстве и получить двойной диплом. В Узбекистане сейчас функционируют 15 филиалов российских вузов.

Юрий Александрович, проректор по послевузовскому, дополнительному профессиональному образованию и региональному развитию здравоохранения СПБ ГМПУ Минздрава России, подчеркнул, что система реформирования постдипломного образования в РФ закончилась: «Ее первый этап начался еще в 2016 году и продолжался до 2021 года, когда элементы непрерывного образования в гибридном формате существовали со старой схемой. С 2021 года система сертификации закончилась, и началась система аккредитации». 

Есть сайт Минздрава России, на котором медицинские работники при желании могут подобрать необходимые им для профессионального совершенствования образовательные элементы. По мнению Юрия Александровича:«Пока врач на практике, он должен делиться знаниями. За постдипломным образованием большое будущее. В медицинском вузе студент обучается шесть лет, а практикует он это тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят лет, будучи специалистом. И все эти годы ему надо обучаться». 

В 2016-2017 году создан новый виток развития российско-узбекских отношений: открыт совместный медицинский журнал, признанный ВАК, есть совместная клиника по оказанию медицинской помощи детям, имеются совместные программы в области педиатрии и стоматологии, вечернего образования . 

Ботир Даминов, ректор Ташкентского педиатрического медицинского института отметил, что в Узбекистане система постдипломного образования так же актуальна, как и в России: «Дана возможность повышать квалификацию врачам в специальных научных центрах. Не только по 144 или по 288 часов, но и в ускоренном формате. Мы же понимаем, что сегодня технологии очень быстро растут, надо оперативно реагировать. Эти центры сейчас создают короткие курсы по 72 часа, по 36 часов. И эти курсы очень узко, но технологически готовят профессионалов». Он добавил,  что ученые России и Узбекистана поставили свой вектор приоритета на развитие высоких технологий: «Если мы овладеваем этой технологией, то мы обязаны ее передать, обязаны обучить врачей, в том числе и коллег в регионах. Сегодня выделяются огромные средства на высокотехнологическое оборудование и на нем нужно работать».

Орал Атаниязова, ректор Медицинского института Каракалпакстана, член Сената Республики Узбекистан, поделилась своим опытом: «На сегодняшний день более 20 сотрудников медицинского института Каракалпакстана прошли стажировку на рабочем месте в клиниках петербургского педиатрического университета. Так же к нам по академической мобильности приезжали хирурги, педиатры, гинекологи и проводили образовательные процессы». Она отметила, что в девушки, проходящие обучение в магистратуре, делают это за государственный счет. 

В работе пресс-конференции виртуально участвовали сотрудники медицинских образовательных учреждений из Донецкой Народной Республики, было отмечено, что одна из их сегодняшних задач – повышение общего уровня медицинского постдипломного образования. Благодаря сотрудничеству, республика получила средства из резервного фонда на современный и технологичный перинатальный центр.

Григорий Игнатенко, ректор Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, сказал: «За год на нашем факультете обучаются на три с половиной тысячи врачей. По моим представления, более ста человек нашей республики обучаются на разных программах, на курсах в Российской Федерации.Это только очно. В заочном формате, в дистанционном порядке, это обучение проходят большее количество. Думаю, что цифра обучающихся в скором времени начнет подрастать».

Проблема эффективного и доступного постдипломного образования является существенным аспектом развития здравоохранения и очень важна для пациентов всех стран, которым нужны врачи, держащие руку на пульсе новаций в науке.

Екатерина Суворова

Фото автора

Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины


Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: