Еще новости >

Автор публикации: Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины
Опубликовано: 06/04/2022 16:15

Аутизм – проблема современного мира

На площадке МИА «Россия-сегодня» состоялась дискуссия экспертов и общественников, приуроченная к проведению Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма. 

02.04.2022г. участники круглого стола ответили на вопросы журналистов, рассказали об аспектах этой серьезной темы, чтобы привлечь к ней внимание общества и повысить осведомленность.

В обсуждении участвовала Екатерина Семенова, уполномоченный по правам человека в Московской области. Она отметила, что в 1920 

году такой диагноз был впервые озвучен в медицинском профессиональном сообществе. С тех пор врачи уже многое знают и могут распознавать определенные признаки нарушения психического расстройства на первых стадиях. Проблема ранней диагностики существует во всем мире. За последние три года численность аутистов  в стране увеличилась в два раза и составляет порядка 32 тыс. человек. В Московской области работают 63 коррекционные школы, 26 социально реабилитационных центров, 102 школы, где созданы 1246 коррекционных класса. Спикер подчеркнула, что аутизм – не является заболеванием, а представляет собой возможности общества, в котором могут жить такие дети. 

Нуринисо Одинаева, главный педиатр Министерства здравоохранения Московской области, заведующая кафедрой педиатрии Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского, отметила, что врачи уже научились бороться с инфекционными заболеваниями, имеются новейшие технологии по детской хирургии, по педиатрии, но есть проблемы, с которыми пока не знают как справляться – это  ожирение, сахарный диабет и т.п. Раньше период выявления диагноза составлял до восьми лет, а сегодня этот  срок уменьшился. Самая главная проблема заключается в восприятии родителей данной проблемы. Иногда они не способны на раннем этапе понять, что у ребёнка есть некие отклонения в поведении. Для ранней диагностики нужны скрининговые программы, анкетирование. Такое решение вопроса приведёт к более спокойному отношению общества к детям, у которых аутизм. 

Директор МБОУ «Созвездие» (г. Красногорск) Сергей Сюрин заметил, что не только для России, но и для всего мира актуальна проблема расстройства аутистического спектра, которая сегодня вышла на первый план. Еще 10 лет назад статистика в Европе составляла один новорождённый аутист на 100 детей, а в позапрошлом году соотношение составило – один  к 61 ребёнку. Считается, что это всё-таки заболевание. Но есть мнение, что это проблема нарушения коммуникации. И здесь своя правда тоже есть, ведь большему количеству людей с таким диагнозом можно помочь. Главная задача – убрать боязнь психиатрии и страх обращения к специалистам, чтобы вовремя выявить проблему. Каждому ребёнку (ребенок с нарушением интеллекта, с задержкой развития или с тяжелым нарушением развития) можно подобрать коррекционное сопровождение и медикаментозную терапию. 

Научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Ольга Грибова считает, что «родители не столько обращают внимание на особенности поведения, сколько на состояние речи. И первые, к кому они идут, это логопеды». У детей с аутизмом есть разные проблемы, например, не у всех есть нарушение речи, иногда речь развёрнута, но совсем не наполнена содержанием. Проблема заключается в образовательном маршруте ребёнка, потому что в детских садах и школах часто отсутствует комплект квалифицированных специалистов, которые владеют определёнными методиками. На данным момент все больше родителей хотят включить своих детей в инклюзивный процесс. Но есть несколько аспектов: недостаточно сформирована культура инклюзивного обучения, когда каждому ребёнку необходимо реализовывать адаптированную программу, не каждый ребёнок с аутистическим спектром может комфортно себя чувствовать в большом коллективе, что может приводить к усугублению проблемы. В этом плане дифференциальная диагностика очень важна, но в конечном счете родитель сам решает, где ребёнок будет учиться. 

Научный сотрудник Научного центра неврологии Роман Медведев, высказал мнение, что «методики неврологии сейчас колоссальны, над этим работают каждый день, но все это индивидуально с ранних сроков». Сейчас мышление нацеливают на стандарты, когда люди со своими особенностями идут в определённую линейку, в том числе, это и медицинские протоколы и т. д. Однако всегда должен быть индивидуальный подход потому, что мы слишком индивидуальны. С точки зрения влияние на результат развития личности обязательно должно быть творчество, т.к. оно помогает быстрому развитию. 

В воспитании и дальнейшей жизни детей с аутизмом должно выстраиваться стратегическое развитие. Потому что есть вещи, которые могут спровоцировать эмоциональные всплески или же замедлить процесс. Сегодня появились врачи-реабилитологи, которые способны комплексно улучшить положение. Родители детей с аутизмом должны взаимодействовать с такими специалистами.

Если выявлен аутизм, то нужно работать над тем, чтобы ребенок развивался в рамках своих особенностей и мог социализироваться в дальнейшем. Поэтому важна ранняя диагностика.

Полина Лепехина

Медицинское информационное агентство «Здоровье и защита пациентов: новости здравоохранения, медицины 


Понравилась статья? Расскажи прямо сейчас своим друзьям: